Горы зовут. Кавказ

Кавказ или наш 5ти-дневный поход в горы

и ю н ь   2 0 1 9

Я всегда с упоением смотрела на людей, которые ходят в горы. Замечала их в метро, в инстаграме, среди знакомых. Когда-то в горные походы ходил мой папа и даже мама, но я всегда думала, что не смогу, что это невероятная нагрузка как физическая, так и моральная. Так и есть, но горы зовут, и стоит только захотеть.

Постараюсь обо всем по порядку

Готовиться мы начали сильно заранее. Нас позвали ребята из Заречного, которые уже были в таком походе. Мы не долго думая дали положительный ответ, но не было ни дня, когда я не думала: «я подведу всех и просто не смогу идти», но также не было и ни дня, когда я не думала «скорее бы поход, как же я этого жду». Может, такой мой положительный настрой и спас меня, когда идти было невыносимо больно, но об этом позже.

Подготовка.

Все твердили: «надо бегать!». Я провожу большую часть дня на ногах, люблю долго ходить, люблю велосипед, самокат, лыжи, конный спорт, но просто не переношу бег, особенно зимой, особенно на дорожке, кааак же это скучно. Не смотря на это, я себя перебарывала и пока действовал абонемент в фитнес-зал, ходила/бегала на дорожке с подъёмом 15% и без подъёма, пытаясь хоть как-то подготовить свой организм. Леша тоже ходил в зал и плавал в бассейне длинные дистанции. Зима прошла,и мы закупили уже почти все необходимое, вот краткий список необходимого снаряжение с примерными ценами и ссылками:

1. Палатка Ай Петри - 10 000р со скидкой

2. Ботинки мои - 5000р со скидкой
3. Рюкзак мой - 4500р
4. Спальники по 2000р
5. Коврик (пенка или самонад.) 400р
6. Налобный фонарик (самые недорогие) по 100р
7. Трек. палки по 800р
8. Пеножопа по 100р

9. Контейнер для еды (любые, мы покупали в фикспрайсе)
10. Кружка (походная, главное, легкая) 100-200р
11. Вилка, ложка, нож (желательно складные) aliexspress в помощь 200р
12. Средства личной гигиены (все необходимое: шампунь, гель, мыло, всю косметику, я переливала в маленькие баночки из фикспрайса)
13. Кепка от солнца, шапка

14. Ходовые штаны и шорты (у меня были 2 пары штанов и одни велосипедки)

15. Ходовые 2-3 футболки ( а так же лонгслив)

16. Термобелье (верх и низ)

17. Флисовая кофта 900р

18. Сланцы, в идеале кроксы. Мы брали фейковые, но очень крутые в Леруа и Ашане за 300р

19. Ветровка с капюшоном или дождевик. дождевик за 200-300 р

20. Теплая, но легкая куртка (тем кто особенно мерзнет) у нас уже были куртки Uniqlo

21. 2 пары ходовых носков (трекинговые) по 300р и 2 пары лагерных

32. Жидкость для мытья посуды, губка

33. 1 или 2 ножа

34. Тент между палатками (где мы ели) 300р

В среднем, это около 50 000р на двоих. Многое снаряжение покупалось на всю команду сразу, поэтому точную стоимость на человека считать не буду. (те вещи, у которых не указаны цены, у нас уже были)

Закупились. Значит, пришло время тренировок, максимально приближенных к диким условиям. Итак, берём походный рюкзак, копим пустые бутылки из под воды (у нас больше всего из-под колы), наполняем их водой и постепенно нагружаем рюкзак, приближаясь с числам, которые предположительно будут у нас в походе. У девочек это 13-15 кг, у парней 20-25 кг. Я начинала с 10 и не представляла первые минуты, как вообще идти с этим? Я часто таскаю камеру и прочее оборудование, но обычно это не весит больше 5-7 кг, да и идти с этим долго не надо, кинул в метро, потом в студию, потом в машину, а тут на ногах, в гору да ещё и с +10 кг. Но спустя несколько таких тренировок на улице с проделанным расстоянием около 5 км, организм начал привыкать. Мы ходили, в основном, по асфальту, естественно никак не используя трекинговые палки, но учились правильно распределять вес рюкзака: то плечи, то поясница, то и то и то. Современные походные рюкзаки сделаны довольно умно, это не сравнить с тем, если бы в обычный школьный ранец наложили 15 кг и надели на вас, нет, здесь вес распределён по всей спине и нет такой сильной нагрузки только на плечи. При желании вообще можно снять рюкзак с плеч, он никуда не денется, благодаря креплению на поясе.

Не знаю, с чем это связано, но мне было «тяжело в учении (очень) - легко в бою (не то чтобы легко, но легче)». Скорее всего бутылки с водой - слишком не стабильный груз, который мотал меня из стороны в сторону, усложняя этим движение. Такие тренировки важны ещё и потому, что вам нужно разносить ботинки, даже самые удобные могут натереть и сбить пальцы на спуске, да и вообще почувствовать все снаряжение.

Поход. Горы. Перевалы. Здесь нет гостиниц, туда не летают самолеты и в случае чего, вас не заберёт такси, не у кого спросить дорогу, нет ни одного магазина, нет душа и туалета, ладно не буду пугать, а расскажу, как все это было.

Есть большое количество фирм, которые водят туристов в такие походы, но лучше всего идти в горы «со своими». Крайне важно, чтобы все вы могли мирно сосуществовать, потому что еда/вода/обратный трансфер/палатки и т.д. - все общее, и нельзя поссорившись уйти в другую сторону. В многих моментах были важны не действия каждого человека в отдельности, а действия команды.

Нас было 7 человек - это 1 большая палатка для 3 человек и 2 маленькие, рассчитанные на пару и большой тент сверху - ставший нам прихожей и столовой на 5 дней. Маршрут был выбран давно, ребята когда-то уже ходили по нему, но от этого проще он не стал, даже приготовил несколько сюрпризов.

День 1.Наше путешествие началось в поезде Москва-Минеральные Воды (КМВ). Все остальные ехали на другом поезде из Пензы, мы даже пересеклись в Ростове на 9 минут и прибыли в КМВ с небольшой разницей.

Наш путь начинался с Верхнего Баксана - небольшой деревушки, до которой ещё надо было как-то добраться. Ещё будучи в Москве мы искали трансфер, человека с большой машиной, который сможет нас туда добросить, здесь в помощь вам Гугл, мы нашли Volkswagen Caravelle за 6000р, могу поделиться контактом, ехали с комфортом около 2 часов. Дорога асфальтированная, ровная, хорошая. Делали 2 остановки, в туалет и просто подышать воздухом. Водитель приветливый, аккуратный. В общем, где-то к 7 часам утра мы были в начале тропы. Из верхнего Баксана их уходит вверх несколько, наша была та, что чуть правее. Высота над уровнем моря - 1546 м.

Переобувшись в ботинки, достав палки, подтянув рюкзаки, мы начали путь. В самом начале подъем достаточно резкий и уже спустя несколько минут мы делали короткие привалы, переводя дух. Помню спрашивала у Леры: - у тебя тоже отдышка, или мне одной трудно? - у меня тоже, это резкий подъем - фух, я уж испугалась.

Уровень подготовки, конечно, у всех разный. Ребята, с которыми мы ходили, бегают марафоны и полумарафоны - это ещё одна из причин, почему я переживала, что буду тащить всех на дно и вообще все сто раз пожалеют, что взяли меня. В итоге, трудно было всем? кроме Миши, может быть, человека, который нёс 25 кг все 5 дней и ещё умудрялся уйти вперёд.

Здесь уже открывался невероятный вид на горы, а мы прошли только метров 300. Весь поход на мне весела камера, а это + 2 кг к моим 12-13кг изначальных. Но не снимать там нельзя и к этой красоте привыкнуть нельзя. Кстати местные говорили, что не замечают этого, с самого детства смотришь на эти горы и не понимаешь уже, как же это красиво. Здесь у нас была последняя связь и интернет. Сети не будет 3 дня, а на 3ий день ее пришлось добывать, расскажу позже как.

Наш первый большой привал был на красивейшей огромной поляне, сюда мы поднимались около 2 часов. Был только подъем, иногда дорога была ровной, но чаще подъем. Когда идёшь по серпантину за поворотом не видно: спуск/подъем. И у нас появилась традиция: кто первый заходил за поворот кричал, что там, если дорога уходила вверх, мы кричали : «подъем!!» остальные отзывались: «ура!!»
Ура, подъем!

Мы передохнули, попили воды, сделали памятные кадры и пошли дальше. Снова подъем. По дороге встретили шустрого зайца и ящериц. Потом был небольшой спуск, иии первая вода. На начало пути мы брали 1,5-2 л воды на человека и несли ее ещё из цивилизации, а вся дальнейшая питьевая вода - дело рук природы и фильтра. Первый переход реки и первое стадо коров. Тут была небольшая ферма, на ней паслись кони и коровы. Мы обошли ее чуть вперёд и заняли место для ночлега, недалеко от воды, тогда мы ещё не знали, что это место тех коней, которых мы встретили.

Мы расставили палатки, и пошли за водой для обеда. Гуляли по окрестностям, залазили в старые землянки и любовались горами. Вернулись в лагерь и принялись за фильтрацию воды и готовку. У нас было 3 больших пластиковых канистры по 10л каждая, в них мы набирали воду из реки и фильтровали потом в маленькие 1,5-2 литровые. В некоторых местах вода была очень чистой, а где-то с песком и осадком. Пока готовили обед, заметили, что к реке пытаются подойти кони, но из-за нас не решаются. Спустя какое-то время они выбрали другой путь и все-таки смогли попить, а потом они валялись в песке в нескольких метрах от наших палаток, ставя нас в недоумение.

Обед. Сублимированный борщ с 2 каталками колбасы, хлебцами и сухариками. Всю еду ребята заранее разложили по дням, обмотав скотчем. День 1 обед, день 2 ужин и тд. Еду мы заказывали на www.kashatop.ru + отдельно вяленое мясо на myassuri.ru. На утро всегда была овсяная каша, о чем к концу мы уже пожалели и не могли есть. Были сладости к чаю: вафельные торты, шоколадки и козинак. Ели мы достаточно, я так дома даже не всегда ем.

Итак, мы пообедали, отдохнули и решили слазить на ближайшую гору/холм, в надежде поймать связь, да и просто проверить себя. По незнанию и без особого обдумывания, мы вчетвером пошли в кроксах, так как местами вверх вела тропинка, но потом ее просто не было, и мы карабкались по отвесной земле. Спустя, наверное, час мы поняли, что сети тут не будет, перевели наверху дух, полюбовались видом на долину реки и стали спускаться, скоро ужин! Готовили мы на газовых баллонах, и в первый день, поняв, что их достаточно, решили погреть воду, чтобы помыть голову.

О гигиене. Предвидя отсутствие душа, я запаслась влажными салфетками, сухим шампунем, мицелярной водой, средством для умывания и от прыщей. В первый день мальчишки решили искупаться в реке. К слову, это не та река летом в деревне, а что-то более холодное, чем вода из-под крана, которая льётся у меня сейчас. Девочки, конечно, смотрели со стороны, пока отмороженные ребятами, заходили по щиколотку в бурлящую реку (дальше тебя просто снесет) и обливались холодной водой. Дальше некоторые стали мыть голову, часто это все сопровождалось криками?, потому что ну очень холодно. Девочки мыли голову тёплой водой, накипяченной заранее. Я голову не мыла, так как мыла ее перед выходом из поезда и надеялась на сухой шампунь.

Сон. Ложились мы спать всегда рано, не дожидались темноты, потому что чем раньше выйдешь, тем раньше придёшь. Мы всегда старались доходить к обеду, не дожидаясь жары, розлива рек и часто портившейся после обеда погоды. Кстати в первый день было ясно, и только ночью крапал небольшой дождик. Внутри палатки лежали коврики и сверху них спальники на каждого человека. У нас были очень тёплые спальники большого размера, в первую ночь мы все закутались и просто вспарились, было достаточно тепло. В первую ночь мне было немного страшно засыпать, я лежала и думала: «мы так далеко от города, от людей, здесь может произойти, что угодно, и никто не сможет тебе помочь». А на утро я проснулась от громких, тяжелых шагов, подумали, что это ребята, в это время большую палатку уже "бадал" конь, а ребята, спавшие в ней, думали, что это мы балуемся, а третью палатку конь, чьё место мы так беспардонно заняли, решил разбудить копытами, стуча прямо по палатке. Мы все выскочили и увидели то самое стадо коней, было и страшно и смешно.

День 2 и несколько сюрпризов.
Почистив зубы и позавтракав кашей, мы собрали палатки, поменяли вонючие футболки на чистые (мы брали примерно по 1 футболки на день, но я, конечно же, забыла всеее футболки аккуратно отложенные в комоде и весь наш лагерь скидывался мне кто футболку, кто майку). И двинули дальше.

Нам надо было пройти по долине реки, был то подъем, то спуск, и встать на ночевку, на 3ий день нас ждал сложный для нас перевал и самая высокая точка маршрута - 3242м.

Мы вышли на хорошо проложенную тропу, по которой шли и в первый день. Слева от нас был обрыв, ведущий к реке, справа резкий подъем наверх. Тропа одна. Издалека мы поняли, что на этой тропе впереди пасутся те самые кони, которые ласково будили нас утром, но поворачивать было некуда ни нам, ни коням. Мы шли навстречу - кони отбегали несколько метров вперёд и так несколько раз. Один раз они уверенно пошли на нас, мы уже подумали, что сейчас пройдут, но нет, снова убежали вперёд. Мы бы, наверное, так и шли с ними до Эльбруса, если бы один конь не полез вверх, а остальные не последовали его примеру. Кони ускакали на ферму, а нас ждала речка, которая по сравнению с тем годом, когда ее переходили ребята, была гораздо шире. Мы были в походе в самом начале июня, и снег в горах растаял ещё не везде, а в прошлый раз ребята были в походе в августе, и было гораздо суше. Речка быстрая, течение холодное, ноги мочить не вариант, можно переобуться в кроксы и пройти, но мы накидали больших валунов на центр и перебрались так, не без воды в ботинках, конечно, но высохло все быстро - жараааа.

Дальше нас ждал обрыв, мы о нем знали, но не сильно переживали, так как шли по маршруту, помеченному краской на камнях (туристическому) и не представляли, что нас ждёт. Обрыв - спуск к очередной горной речке. Подойдя ближе стало ясно, что он порядком осыпался, тропы нет, а есть очень резкий сыпучий спуск вниз, где один неверный шаг может привести к падению, а дальше камни и река. Постояв, мы решили, что сначала пройдут парни, заберут наши рюкзаки, ну а там с помощью палок мы как-нибудь это все преодолеем. Главное, если что сразу на попу падать. 10 минут и мы уже внизу. Слаженные действия команды тут очень важны. Перепрыгиваем бурлящую реку, взбираемся на другой склон обрыва и наслаждаемся дальше. Ни текст, ни фото даже примерно не передадут, конечно, что мы все тогда испытывали. Это трудно, это сложно, будто ты бежишь кросс на физре уже 6 уроков подряд.

По запаху нашли мяту и собрали к чаю, съели пару конфеток, попили воды и двинули вдоль реки.

По пути встретили ещё несколько домиков в горах и пасущихся овец, наблюдали за сусликами, Лера и Макс даже успели позаниматься йогой на привале. И вот спустя 4-5 часов мы почти на месте. Вдалеке видно огрооомное стадо овец и козлов, раздаётся блеяние.

Пройдя сквозь них и преодолев деревянный мост через речку, снова набираем воды к обеду и выбираем место для стоянки. Здесь было огрожденое место под палатки, кабинка с туалетом и даже раковина на улице, но воды там не было. Мы встали чуть дальше и стали очищать место от камней, потому что там, где их не было, было болото. Погода здесь уже не такая солнечная, ходят тучи. Перекусив, мы попадаем под сильный дождь. Тогда у нас сорвало общий тент, и мы потеряли колышек, это мелочи, но было эпично, ветер был очень сильным. Потом снова выходит солнце, а потом снова набегают тучи. Отдохнув, решаем снова куда-нибудь подняться, как на прошлой стоянке, но постоянно моросит, с гор то и дело спускаются густые облака. Леша и Миша пытаются перейти реку, у которой мы стоим, но все довольно предсказуемо кончается неудачей. Мы все ходим за ними в дождевиках, как сопровождающие, стараемся дать совет, смеёмся и пьём чай с мятой. Возвращаемся в лагерь и снова начинается дождь. Перекус, фотосессия на фоне гор и сон, завтра трудный день. Ночью мы специально просыпались в надежде увидеть звезды, но было облачно, и я только на какое-то мгновение в полнейшей темноте увидела Млечный путь.

День 3 и перевал Кыртык-Ауш.

Последний кадр стоил мне ноги. Я повредила ее в прыжке: в кроксах приземлилась на большой камень. Ушиб, наверное. С нами был настоящий врач - Лера, у которой были медикаменты на все случаи. Она дала мне мазь и перебинтовала ногу. Утром я поняла, что спускаться мне трудно, в подъем можно потерпеть, если ставить ногу ровно, не на камень, не изгибая никак стопу (что довольно сложно в горной местности). Мы позавтракали и двинули в путь. Нас ждали наши 3242м и потом ещё спуск в долину, чтобы поставить лагерь.

Мы начали подъем, немного заблудились, но у нас были карты, и Макс быстро понял, куда идти, пришлось вернуться.

Подъем был по дороге, я старательно обходила камни, но иногда натыкалась. Дальше тропа сходит к реке, и мы попадаем в болотистую местность. Ровной поверхности тут нет: либо камни, либо болотные кочки. Через несколько минут такой ходьбы, я чувствую, что просто не могу идти, и каждый шаг отдаётся в голову, в глазах темнеет. Сильно не драматизирую и прошу кеторол (обезболивающее). Это видимо чудо таблетка, потому что спустя какое-то время я действительно не чувствую боли и могу нормально ходить. Чаще дальше нас ждал подъем, а значит, идти я смогу. Но честно, было страшно, я старалась не думать о том, что там перелом, что меня будут нести и надо вызывать спасателей, и ногу мне отрежут и т.д. и т.п.. Я думала о лучшем, делала максимум и старалась не наводить панику. Страхи позади, а впереди снег. Даа, всюду снег, слева на горах, под ногами, впереди. Этого мы никак не ожидали. Лето же. В августе тут уже нет снега, а вот нам предоставилась возможность поиграть в снежки, мы, конечно, поиграли, зачем упускать.

Перейдя широоокую реку, благодаря нашему следопыту Мише и его верной палке на другом берегу реки, которая всегда тебя подстрахует, нам оставалось идти вверх вверх и вверх. Это пожалуй, самый сложный подъем на маршруте, к концу он становится резким, погода - чем выше, тем хуже. Нас накрывает дождик, кроме дождевиков в ход идёт защита для рюкзака, чтобы вещи не промокли. Мой чехол был рассчитан на размер рюкзака, но не был рассчитан на пенку, кружку, кроксы и все остальное, что было прикреплено поверх рюкзака, поэтому пришлось оставить пенку снаружи - высохнет. Лучше заранее дома, собрав полностью рюкзак, проверить, накроет ли защита полностью все ваши вещи. На таком подъёме остановки стали частыми, у всех отдышка, пульс зашкаливает. Мне помогла техника «улитки» или «черепашки» идти очень медленно, но не останавливаясь. До этого я шла рывками - обычным темпом+остановка, организм то разогревается, то быстро остывает. Если всегда идти, такого не будет. Конечно, даже идя таким темпом, через несколько минут ты уже просто дышишь ртом, но продолжаешь меееедленно двигаться вверх. Здесь трудно было всем, а конца все еще не видно, моросит дождик, хочется пить. Сделав несколько привалов, мы наконец-то уже могли видеть наш перевал, оставалось метро 200, последний рывок.

Ещё один сюрприз - многие в шортах, а на пути сугроб, идти в обход очень долго, пришлось идти по нему, опираясь палками, чтобы не покатиться. Через несколько минут или десятков минут мы на 3242м. Тут сильнейшие порывы ветра, дождик, холод. Все устали. Часть ребят уже начинает спуск, я делаю несколько кадров, хватаем перевальные записки (под камнями оставляют записки в бутылочках с информацией о себе, группе, погоде и маршруте) и догоняем остальных. Как вы поняли - дальше спуск, то есть даже с кеторолом нога даёт о себе знать, иду очень медленно, стараясь не наступать на острые камни, но тут дорога состоит из них. Пейзажи, до этого очень зеленые, сменяются камнями и снегом.Здесь уже нет деревьев, кустов, травы. Мы шутили, что мы на Марсе и шли вниз.В какой-то момент слышим странный громкий звук, поворачиваем голову и вдалеке видим небольшую лавину. Она сошла совсем не на тропе, оказаться мы там не могли, но выглядело опасно.

Преодолев несколько сугробов, мы стали спускаться вдоль реки, дождь накрывал все сильнее. На перевале мы были в 12, путь начали в 8, а до места, где будем ставить палатки дошли примерно к 15:00, но никак не могли перейти широкую реку.

Выхода не было, найдя самое узкое место, стали прыгать. Снова сначала парни и наши рюкзаки, потом мы и страховая палка Миши. Дождь льёт, камни скользкие, палки скользкие, но вроде прошло гладко. На месте решаем немного подождать, когда кончится дождь, иначе палатки намокнут. Спустя несколько минут, погода даёт такую возможность и мы быстро, не смотря на невозможную усталость, ставимся. Время уже около 5, мы не ели с 8 утра, общий тент ставить смысла нет, снесет, как вчера. Перебираемся в большую палатку и едим там. Все ботинки мокрые насквозь. Одеваем сухие тёплые носки и отдыхаем после обеда, через пару часов уже ужин.

Связь. Ее не было с Баксана. На этой стоянке была возможность поймать ее, если забраться повыше. Мы решили постараться, так как, кончено, все родители сильно переживали за нас. Самый тяжелый подъем был днём? О нет, он был здесь. Солнце уже садилось, и идти медленно было нельзя, надо спуститься до темноты. Ребята рванули вперёд, а я со своей ногой отставала. Взбирались мы минут 40, связи все не было, темнело. Красивый закат и луна как бы намекали, что пора спускаться, но мы все не теряли надежды. Ну, и кто не рискует, тот не пьёт шампанского. Связь!!! Е интернет и 2 полоски Мегафона!! Да, ловить там может только Мегафон. И вот мы счастливые звоним с одного телефона по номерам всех родителей, говорим, что живы и счастливы, любуемся растворяющимся закатом и начинаем спуск к лагерю. Решили не ужинать, так как все сытые, попили чай с козинаком и легли спать. Палатки стояли под небольшим наклоном, ровнее места не нашлось, и я всю ночь скатывалась к Леше, зато теплее. Когда стемнело, перед нами открылся весь небосвод и огромнейшее количество звезд, которыми было усыпано все вокруг.

День 4 и ещё один перевал.

Утром было жутко холодно, я надела все сухое, что было в рюкзаке. Куртка Юникло, я тебя люблю. Мы постарались высушить хотя бы ботинки на горелке, так как солнце хоть и вышло, но до нашего лагеря ещё не дошло. Высушили не сильно успешно, расплавили один шнурок?, но все лучше, чем ничего. Сделали зарядку, позавтракали с чудесным видом, даже немного потанцевали под маленькую колонку, намазались кремом от солнца, собрались и двинули искать тропу наверх. Нас ждал перевал Северный Каракайский 2889м, а за ним уже Джилы-су - место последней ночевки.

Этот подъем был не таким долгим и резким, но крайне неудобным. Ты идёшь по узкой тропе, а справа и слева от неё высокие кочки, которые не дают тебе нормально опереться на палки, и ты идёшь почти без них. Несколько остановок для фото и мечта о перевальных шоколадках.

Медленно, но верно к 11 часам мы уже на перевале. Вышли где-то в 8. Здесь нет такого сильного ветра, отсюда видно всю долину по обе стороны. Мы почитали перевальные записки, написали тут свою, назвали группу Шайтан машина, это было слишком спонтанно, поэтому не спрашивайте почему, разделили поровну 3 шоколадки и стали спускаться. Снова к реке, снова по камушках. Впереди нас ждал обед с самым красивым видом за всю мою жизнь.

К 12 мы сидели высоко на большом камне, выступающем над спуском и смотрели на Эльбрус, который лишь изредка показывался из-за облаков, пока в кастрюле закипал борщ. Борщ был очень вкусным, у нас их было 3 за поход и последний в моем рейтинге лидировал, а может, очень голодная была. И в придачу было много вяленого мяса. Потом обязательно чай со Степом и спуск в цивилизацию. Внизу виднелась дорога, изредка проезжающие по ней машины и какие-то строения. Спускаться было даже тяжелее, чем подниматься. Мы больше любили подъемы. У кого-то болели колени, у меня нога. Да и вообще спускаться грустно, столько набрали высоты, чтобы просто спуститься. И вот где-то в 2 часа наши ноги впервые за 4 дня ступили на асфальт, даже идти было не привычно. Тут мы отзвонились спасателям, это обязательно, если ты собираешься идти в горный поход. Мы записывались ещё в мае, сообщали точный маршрут, количество человек и когда должны сойти. Если вы не сойдёте или просто не отзвонитесь, то через какое-то время вас начнут искать. Так что, мы были не совсем одни. Спасатели за нас переживали. Добрый мчс-ник пожелал нам удачи и мы пошли к поляне Эммануэля.

Отсюда обычно туристы поднимаются на Эльбрус, у нас это было конечной точкой. По дороге встретили кафе, в котором можно было пообедать, но у нас и с собой было много еды. Тут нас накрыл ливень и мы снова достали дождевики. Через водопад Султан мы пошли наверх на поляну. Последний подъем за поход. Дорога лежит через большие валуны, изгибается вдоль гор, открывая новые и новые виды. К 16:00 мы дошли на место. Вокруг все усыпано желтыми цветами, Эльбрус не видно, так как погода портится. Впереди видно базу МЧС, тут точно спасут, если что. Поставили палатки, натянули тент и стали ждать, когда кончится дождь, чтобы пойти за водой. Тут из нескольких мест бьют разные Нарзаны. Газированная вода, как хрустальный исток, только прямо из земли и тебе в рот. Дождь не стихал и мы пошли так, потому что вода была нужна для ужина, для праздничного ужина с Дошираком, 2 доширака на человека! Роскошь же?? Воду из источника набрали, и правда газированная, соленоватая, ооочень вкусная. Вернулись в лагерь и под звуки дождя стали ужинать.

Часов в 8 легли спать. Облака стелились по долине и вот на расстоянии нескольких метров не было видно ничего кроме тумана. И настала самая страшная ночь. Мы спали у реки, дождь лил очень сильный, дул сильный ветер. В какой-то момент к нашим палаткам кто-то подходил с фонариками, кто-то говорил, кто-то будто стучал кружками. А может, все это ветер и дождь. Тент издавал страшные громкие звуки, которые мешали спать, но я с детства не любила спать в тишине, поэтому тут уснула легко, Лёша тоже спал, ребята не спали почти всю ночь. В какой-то момент тент снова сорвало сильным порывом, все выбежали, сложили его, убрали вещи в предбанники. Ночь была тяжелой, а утром уже в Кисловодск.

День 5.

Я проснулась около 5, высунула голову из палатки и кричу: «ребята, Эльбрус видно». На небе ни единого облачка, солнце уже пробирается через вершины, свет волшебный. Мы сходили за водой, погуляли, и пошли искать связь, чтобы связаться с трансфером до Кисловодска. Связи нет, облазили все горы. Но у нас была предварительная договоренность с Али, мы вносили предоплату, и он должен был подъехать к 9. Мы собрали вещи, попили чай с шоколадками, потому что не могли уже есть кашу, сделали памятные кадры у Эльбруса, который ещё не спрятался за облаками, и пошли вниз к водопаду, откуда вчера поднимались на поляну. Погода в горах настолько переменчива, что еще только вчера вечером не было видно ничего вокруг, серость, дождь, холод, а утром яркое солнце, тепло, нет ветра и видно всеее далеко-далеко.

Внизу все по расписанию. Водитель подъехал, поприветствовал нас и попросился сходить в горячие ванны, которые были рядом. Мы согласились и пошли с ним. Ванны эти, не совсем горячие, я бы сказала, но оздоровительные. Ты купаешься в газированном нарзане, все пощипывает. Больше 10 минут нельзя. Ванны приняли, можно и уезжать. Загрузились в газельку и поехали. Водитель показывал на горы и ущелья, говоря их названия, рассказывал истории и предложил остановиться в кафе и попробовать кухню Кабардино-Балкарии. Мы согласились, ели уже давно, да и интересно, что такое хычины. В кафе брали чебуреки с сыром и мясом, хычины, айран, чай. Объелись и через минут 30-40 поехали дальше.

Почти к 12 были в Кисловодске, где заранее бронировали хостел, недалеко от вокзала, откуда на следующий день уедем в Сочи. Кисловодск очень порадовал. Здесь больше, конечно, пожилых людей и детей, они приезжают лечиться в большое количество санаториев, которые есть на территории Кисловодска, но город очень красивый, на центральной улице настоящие европейские домики, есть хорошие кафе. В первый день мы заселились, приняли наконец-то душ, последний раз мы мылись 5 дней назад!, не считая реки в первый день и сухого шампуня, который кстати меня удивил и очень хорошо справился со своей задачей. У меня был got2be самый маленький, что нашла в день отъезда. Поэтому всем девочкам мастхев! в долгодневный поход. Постирали тут даже некоторые вещи и пошли есть пончики в расхваленную «Снежинку». Пончики - бомба! По 18р, особенно с варенной сгущенкой, невероятная щедрость. Второй день мы ходили по рынкам, заходили в местный парк, катались на аттракционах, курили кальян, делали все то, что было невозможно последние несколько дней. Ну и теперь в Сочи, поближе к морю.

Проведя ночь в поезде, мы приехали в Сочи. Мы жили на Красной Поляне, поэтому нас ещё ждала ласточка. Тут тоже не без приключений. Все, как нормальные люди купили билеты в кассе или автоматах, а я в официальном приложении РЖД, впрочем, я делаю так всегда, да и дальше буду. Число в приложение всегда автоматически задается сегодняшним днём. Я начала оформлять два билета, это можно сделать только по одному на ласточку, в отличие от обычного поезда. Оформила и оплатила Лешин билет, оформляю свой, не даёт оплатить и вылетает на начальную страницу, даже не смотрю на дату, просто жму поиск, так как станции сохранились, а число всегда сегодняшнее, и оформляю билет. В этот момент он оформляется на завтрашнее число, чего я естественно не замечаю. Подходит время электрички мы начинаем заходить на нужную платформу, для входа нужен qr-код с билета или из приложения, Лёша проходит, у меня никак не срабатывает (естественно!) контролёр говорит: «что там у вас?», говорю: «не знаю, не срабатывает». Она пропускает со словами мол, там разберётесь. Думаю, ну ладно, но он же не сработает на выход, если не приложил на вход. Заходим в вагон, едем вдоль моря, я смотрю билет и понимаю, что он на завтра, но не понимаю, как и что произошло.

Приезжаем на Розу хутор, входим в вокзал и я сама, как честный гражданин иду в руки к контролерам, ведь билет на завтра мне не нужен, они должны помочь, хотя поток людей был таким, что я с легкостью бы проскочила за кем-то из ребят. Но я верю в справедливость и свою невиновность, повторюсь, число я не выбирала. Начинаю мило объяснять женщине, что случилось, она отправляет меня к другой, которая стоит с аппаратом и пробивает при необходимости билет. Все ребята прошли за турникеты, я осталась одна. Я довольно доходчиво и вежливо объясняю, что произошло, и спрашиваю, как мне поступить, как обменять/сдать билет и что делать. На что почти сразу же женщина реагирует не слишком радостно и вежливо, предлагая купить новый билет за 350р и утверждая, что вина здесь только моя, слабо понимая, что такое приложение.

Дальше разговор происходит на повышенных тонах, мне пытаются помочь все ребята, объясняя ситуацию. Новый билет покупать я не собиралась, и тут было дело уже не в 350р. Обзвонив 3 горячие линии и слыша: «напишите жалобу, ее через 30 дней рассмотрят», я наконец услышала, кто в таком случае решает проблему - Старший кассир станции, он может вернуть билет. На дворе воскресенье, у чудо-кассира выходной. В том, что сегодня воскресенье виновата я?, как утверждают сотрудники Кубань-Экспресс (РЖД) и предлагают разместится (почти дословно) на полу у турникетов, ожидая решения по моему вопросу в течение 30 дней. Абсурд. Мы стоим на своём, требуем решения. Мы согласны с ошибкой, согласны, что надо было ещё раз все проверить при покупке, но у крупной монопольной компании должно же быть какое-то решение на такой случай и банально лояльность к своим клиентам.

Исписав книгу жалоб и наблюдая за ежеминутным прочтением и недовольством этим (сотрудники переваливали все друг на друга и радовались, что их не упомянули по фамилии, никак не способствуя разрешению ситуации), к нам таки вышла какая-то вышестоящая девушка, которая много куда звонила по телефону. Продолжалось все это около часа. Я уже по-человечески спрашивала работников, мол представьте у человека денег больше нет, ваше приложение допустило ошибку, на что они хором предлагали собрать мне 350р с друзей и всячески отнекивались от приложения. Оказывается, такие ошибки тут часто, и все просто платят еще раз. Ну ладно, телефонные разговоры видимо не прошли даром и недовольная кассирша сказала мне: «проходите». Так все и кончилось, решения нет, мы скорее всего просто их достали. Это история не о 350р, не о нашем "вредничестве" и невнимательности. Это история о нашей стране, которую мы, конечно, очень любим, тем более после похода, но решать вашу проблему здесь мало кто будет, будут искать виноватого. Первые 10 минут вся станция просто искала, кто же меня пропустил в Сочи, никак не помогая мне. Опустим негатив, вышли мы почти смеясь, долго обсуждали все происходящее, я даже начала снимать их на телефон, когда они предложили мне разлечься на полу, ожидая 30 дней, но они сразу же замолчали, твердя что-то про то, что их нельзя снимать? важные люди, наверное.

Просмеявшись, мы сели в бесплатный трансфер к нашему отелю, так как канатка была закрыта на профилактику, а отель находился на высоте 1170 м. Мы жили в Riders Lodge, в трёх номерах, 3 ночи за 8000р за номер. Здесь был вкусный кофе, завтраки входили в стоимость, мы ужинали в кафешках и пару раз ездили вниз, к морю. Сначала мы ездили на пляж Роза хутор, трансфер тоже бесплатный, лежаки бесплатные, полотенца под залог. Ребята все катались на саб-сёрфах, я со своей ногой тусила на берегу. На следующий день мы ездили в Тисо-Самшитовую рощу. Мы уже были тут зимой и решили вернуться летом. Было ужаааасно душно, но в конце пути нас ждал каньон Чёртовы ворота, очень приятная вода бирюзового цвета и тенек. Ну, а после ребята уехали домой, а мы остались ещё на два дня, уже внизу в Бархатных сезонах за 1000р за 2 дня (благодаря скидке AirBnb - ссылка на скидку). Просто полежать на берегу, поесть фруктов, покататься на электросамокатах и выдохнуть, что мы это сделали, что мы столько видели, что мы смогли!

Сколько все это стоит? Основная часть цены - это снаряжение - я писала выше. На нем нельзя экономить, иначе самому себе сделаешь хуже, дальше билеты, трансфер, еда, медикаменты.

Билеты Москва-Мин воды 3100р на человека
Кисловодск - Сочи 1900р на человека
Сочи-Москва самолёт 5000р на человека

В целом, это около 100 000р за двоих, если учитывать расходы в Кисловодске и Сочи.

Итог

Наш поход считается легким, он без категорий и вполне по силам многим, если не каждому. Труднее, в физическом плане, наверное, не было ничего (только ужасные кроссы в школе идут на ум, но там через 30 мин все кончалось, и как вы поняли, я не люблю бег). Лучше путешествия, пожалуй, не было. Одно дело вид, пейзаж, который ты видишь благодаря самолету, машине, подъемнику. Другое дело вид, который не увидеть никак, только дойти пешком. Поднимаясь или спускаясь, ты смотришь по сторонам и ощущаешь, что все это ты сам "заслужил", что это твои ноги тебя сюда подняли, что на какие-то места тут никогда не ступала нога человека. Я бы советовала всем и каждому сходить в поход, в легкий, на пару дней хотя бы. Почувствовать жизнь, другую жизнь. Перезагрузка на все 100 процентов.

Скоро будет видео. Может, оно еще сильнее, чем фото передаст все, что мы испытывали. Если у вас будут вопросы, пишите в комментариях ниже, чем смогу - помогу!