Наше путешествие в страну черных гор

Как человек, проработавший в туризме год, могу сказать, что Черногория не очень популярная страна у "наших" для путешествий. А оно и к лучшему, я думаю!

Мы знали, что отпуск у нас будет в начале октября, и я долго думала, куда же поехать, ведь почти во всех странах ближайшей «заграницы» уже не пляжный сезон в это время. Сезон в Черногории очень короткий, уже в середине сентября становится довольно прохладно для купания в море, а в октябре и подавно, думали мы, но купальники взяли!

Подробнее о составляющих нашего тура.

Мы все брали сами, не по путевке, потому что выбор отелей/апартов у туроператоров по этой стране непростительно мал, но там тоже есть свои плюсы: вас встретят, отвезут и тд и тп.
          Туда мы летели на UralAirlines за двоих это обошлось примерно 10 000 рублей с багажом по 10кг, летел небольшой самолёт, и все в нем было небольшим, как и расстояние до спинки переднего кресла, но это не беда. Кстати рейс наш задержали часа на 2, но и такое бывает. Лететь в Черногорию около 3 часов. Обратно билеты почему-то всегда дороже. Ещё мы брали их когда сильно вырос курс, поэтому они обошлись нам в 24000 за двоих, с багажом по 20кг. Летели MontenegroAirlines, и здесь было уже по просторнее.

По прилету нас ждал паспортный контроль, в общем все как всегда, ах да, страна для нас безвизовая. Чтобы добраться из аэропорта Тивата до Котора (именно там были наши первые апартаменты), можно вызвать такси (цена которому 7-8€, но в аэропорту, конечно, будет все 20€), а можно поехать на местном автобусе за 1-3€. У нас была возможность заказать такси заранее по Viber/WhatsApp - оставлю тут ссылку на самое хорошее такси в Которе - Red Taxi, но мы решили попробовать поехать на автобусе, все-таки какое никакое сближение с местным колоритом, да и вещей немного.

Честно, я перечитала столько форумов, о том, как найти эту остановку, как сесть на автобус и тд, на одном даже нашла расписание, но в итоге все было совсем не так (как всегда). Из-за того, что наш рейс задержали, мы, если верить расписанию, попадали под перерыв, и автобус нужно было ждать 40 минут, поэтому прилетев, мы не торопясь вышли из аэропорта, успели ощутить на себе шквал таксистов, которые ничем не отличались от надоедливых египтян у своих прилавков, сориентироваться по maps.me в какую нам сторону и не спеша двинуться туда. Внимание! через 50 метров кончилась пешеходная дорога? но мы не сдались, впереди шло ещё человек 10 с нашего рейса, и вот мы все стуча колёсами чемоданов по местной каменистой дороге, доходим до остановки минут через 5. На ней все те же «египтяне» предлагают уже за 15€, мы вежливо объясняем, что знаем цены и хотим ехать на автобусе.

Спустя минуты 3 уговоров на остановке не осталось никого, кроме нас. Кстати конечная цена у таксиста была 8€! Но в упрёк расписанию через несколько минут на остановку подъехал автобус, на котором были перечислены города, в которые он заезжает. В Черногории нет нумерации автобусов, как у нас, они просто перечисляют все остановки, и ты, видя нужный тебе автобус, взмахиваешь рукой и он тормозит, да, может проехать мимо, если ты просто будешь сидеть. Мы тормозили через пару дней все подряд и спрашивали, никто палками не бил. В общем всего через 15 минут за 3€ мы были в Которе на центральной bus station. Оттуда до наших апартаментов было минуты 3 ходьбы. Заселение везде по 14:00, а время 12:00. Я заранее писала, что мы приедем раньше, но возможности получить ответ уже не было, и мы просто пошли, в надежде, что нас ждут.

Итак, первая остановка Котор. Апартаменты в Skaljari. По стоимости вышло около 20000 рублей за 4 ночи, мы использовали все скидки на AirBnb, если кто не знает, то за регистрацию и приглашение друга дается 1000-1500 рублей.

Сколько же я всего пересмотрела, чуть не забронировала отель в Доброте, но потом увидела эти мансардные окна.

Огромная для двоих людей площадь, собственная тераска со столиком, где мы завтракали, красивый вид, телевизор, wi-fi, стиральная машина, посудомоечная машина, в общем абсолютно вся техника, которая нужна и даже не очень. Приветливая хозяйка, которая была всегда рада помочь. Все, что касается первой остановки - чудесно!

В первый день мы отдохнули и пошли гулять по старому городу. Это очень атмосферный старый город, с мощеными улочками, узкими проходами, красивыми ставнями и крышами. За городом высится крепость, можно проникнуть туда абсолютно законным путём, заплатив билетёру, говорят чуть ли не 8€ в сезон, а есть дорога «для местных», не думаю, что много местных туда ходят, но ее так называют. Дорога ничем не хуже «платной», встречаются козы, гранаты и такие же экономные туристы. Обувь лучше надеть поудобнее и заложить на подъем минут 30 как минимум. Мы поднимались к закату, останавливались, чтобы сделать несколько кадров, погладить ослика, погулять у старой церкви. Мы точно не знали, как попасть на крепость, знали, что нужно найти дырку в заборе, нашли! Она большая и в неё нетрудно пролезть, ещё пару этажей и вы на самой вершине. Снизу видно город, а впереди почти весь Боко-Которский залив. Здесь сидят и рисуют художники, гуляют влюблённые, здесь тоже много котов (как они забираются?) к слову, Котор - ещё и город котов, их тут невероятное множество. Спустились мы назад уже по платной дороге, их несколько, на выходе поблагодарили билетера улыбкой и пошли ужинать.

Это было первое знакомство с местной кухней. Мы выбрали место на городской площади у большой католической церкви. Нас предупреждали о больших порциях, но мы все же взяли и пиццу и ещё одно блюдо и местное пиво. Все это обошлось где-то на 15€ + чаевые, мы всегда стараемся оставлять 10%, а вы кстати, как ведёте себя в поездках? все равно же первый и последний раз вас видит этот официант.

Покушав взяли домой вина, фруктов и что-то на завтрак.

Второй день был запланирован под отдых и прогулку до Доброты, это соседний город, в который плавно перетекает сам Котор. Мы просто шли по набережной, осматривали здания и лодки, решили найти пляж, чтобы отдохнуть, мы шли и шли и шли до следующего, а потом ещё до следующего значка пляжа на картах maps.me, но все пляжи там представляют собой небольшой уголок с минимальным расстоянием от дороги, от которой отделяет только парапет. Кстати городской пляж Котора, пожалуй самый большой на этой части залива, но он остался далеко позади, а мы шли уже около часа.

Не было жары, были напитки и красивые виды, поэтому это время прошло незаметно, и тут мы дошли до ещё одного довольно большого относительно остальных пляжа и кафешки, примыкающей к нему. Мы заказали снова два блюда (не научил нас ужин в Которе) паста, и курица с каким-то гарниром, все было оооочень вкусно, очень много, очень сытно и пасту я не доела. Официант был очень любезным, когда увидел в нас нерешительность сесть на солнце, подбежал к столу и открыл над ним огромный зонт. Потом мы спустились к пляжу и даже окунулись по разу. Вода там прозрачная. Даже когда ты стоишь по горло в воде, можно разглядеть свои ноги, но пляжи галечные - отсюда и частота. На пляже были только мы и ещё одна семья. Здесь мы встретили закат меж скал, отдохнули и отправились домой.

Следующий день был подарен Перасту. Это маленький городок, расположенный напротив самого узкого места в проливе, он считается городом миллиардеров, так как тут нереально дорогая недвижимость. От Котора мы добрались туда на автобусе, ехать минут 20, не больше, там прогулялись наверх, позаглядывали во дворы к миллиардерам и хотели съездить на остров Богородицы, но потом решили просто поужинать на набережной. Вернулись домой, когда уже стемнело, включили фильм и пили вино.

Какое чудесное утро, когда идёт дождь! Сначала я даже немного расстроилась, но потом вышла на улицу - а там.. Дождь в горах - пожалуй, один из самых красивых моментов в Которе. Туман, застилающий глаза, лёгкий моросящий дождь, приятный звук по крыше, который заставляет остаться дома. Но спустя несколько часов снова было солнышко, тепло, голоса людей и звуки машин манили покинуть уют и впитывать красоту снова. Мы решили доехать до Тивата к закату, это тоже близко, чуть дальше аэропорта. Вышли на ближайшую остановку и просидели там час, обрабатывая фото с телефона, то ли перерыв у них был, то ли мы не там сидели, уехали мы в Тиват на такси за 15€, не было времени торговаться и заказывать онлайн, закат уже начинался.

Набережная Тивата - настоящая Европа, ухоженный бежевый мрамор под ногами, яхты, которых даже ещё в фильмах не показывали, хорошо одетые женщины и изысканные кафе, громоздившиеся одно за другим, словно выстроившись в очередь за туристами. Мы погуляли по порту, посмотрели на яхты и парусники и уехали домой на автобусе с поющим под местное радио водителем по однополосной дороге в полной темноте, но это нормально.

Следующий и последний день в Которе мы отдыхали на пляже, даже пару раз искупались, но вода очень бодрила, а к вечеру заказали машину на Ловчен. Это гора, на которой построен мавзолей Негоша - бывшего правителя Черногории, оттуда видно весь залив, и Пераст и Тиват и даже дальше, говорят в хорошую погоду можно увидеть берег Италии. Водитель делал остановки, рассказывал историю страны на ломаном английском, но прямая дорога оказалась закрытой, и мы поехали в объезд, что заняло почти час в одну сторону, и мы не успели к самому правителю, что не беда, а просто наслаждались самым красивым, пожалуй, на моей жизни закатом! Поездка с водителем обошлась в 55€, но нас возили почти 5 часов.

Вторая остановка - Blanche Villa apartments.

Дальше нас ждал переезд в Пржно - это небольшая рыбацкая деревушка около Свети Стефана. К слову, мы хотели жить в самом Свети Стефане, но я не нашла ни одного отеля/апартаментов, которые мне бы понравились и были недалеко от берега. Я снимала виллу с бассейном на крыше на день. Там было очень красиво, а так как уже не сезон, мы были абсолютно одни. В их же ресторане взяли морепродукты. Номер стоил - 150€/ночь.

Дальше остановка Будва. Апартаменты Bojana 160€/4 ночи. Самый туристический город, самый русский город. От Пржно до Будвы где-то 8-9км по большой пляжной линии. Мы пошли пешком, опять-таки у нас были совсем небольшие чемоданы и погода располагала. Посмотрели все пляжи, прошли Бечичи и Рафаиловичи, знаменитый тут Дюклей, добрались до Будвы, связались по почте с хозяином и въехали раньше, доплачивать тут за это не нужно. Наши последние апартаменты - это Квартира в многоэтажном доме, в 5-7 минутах от пляжа, новая чистая, опять-таки со всем необходимым и не очень. Первый день Леша отходил от отравления, я как назло забыла в этот раз аптечку и долго объясняла в местной аптеке, что такое активированный уголь, в итоге купила что-то другое, вроде помогло, стоило 4€.
             На второй день мы гуляли по старому городу Будвы, он немного похож на Котор, но здесь каждый закуток - магазин, кафе, пиццерия, магниты и прочее. Помню здесь вкусную пиццу на чёрном тесте, и вообще кстати, если будете брать пиццу, учтите, что она огромных размеров тут, никак в Доминосе. Мы погуляли по городу, потом сидели на пляже в кафе со стульчиками под большими зонтиками, наблюдали за приезжими из других стран, угадывали, о чем они могут говорить, пили коктейли и грелись на солнышке, я была в одном платье, было очень тепло +24.

Прошлись до той самой девушки, по которой можно узнать Будву на картинках, прошли дальше к двум пляжам и на последнем остановились. Если дойти до его конца, где видно скалу, с которой прыгают самые отважные, пляж постепенно станет почти песчаным, что было весьма приятно после гальки Котора.

Следующий день - это рывок до Свети Стефана по пляжу! Айфон показывает 19км за тот день. Примерно столько занимает дорога туда-обратно. Мы уже проходили этот путь с чемоданами, ну а без, вообще сказка! Мы не спеша шли по пляжу, заходили пару раз в магазины, присматривали кафешки, кое-где приходилось выходить почти на дорогу, но движение не большое, и такте отрезки занимали 100-200 метров, но если решите повторить с детками - не советую. Мы добрались до парка у Свети Стефана, говорят когда-то тут гуляли король с королевой, в парке много охраны, они следят, чтобы никто не заходил на приватные территории. Если идти со стороны Будвы - то первым будет пляж Королевы - он закрытый, принадлежит Kraljičina Plaža. Второй пляж тоже обычно закрытый, точнее чтобы войти нужно оплатить лежак 60€, поэтому можно сказать закрытый, но в не сезон он доступен каждому, лежаки убирают, и вот ты можешь походить по песку, смешанному с галькой, по которому ещё несколько месяцев назад ходили очень состоятельные люди (ничего особенного в этом песке на самом деле), здесь даже кукурузу разносила женщина. Если стоять спиной к ресторану, что позади пляжа, то правее будет потайной проход в скале, оттуда хорошо видно сам остров Свети Стефана и чудесный закат.

Мы доходили и до самого острова, который принадлежит отелю Aman Sveti Stefan, рассуждали, кто может там сейчас жить, к слову ночь в том отеле стоит от 800€.

Потом мы вернулись в Будву и сели в ресторане, я заказывала мидий под пармезаном и еле еле все это съела. Мы брали много блюд тут, и это был, наверное, самый дорогой ужин за весь отдых - около 60€, больше съесть просто невозможно. Ещё было вкусным фисташковое мороженное в кафе при отеле Mogren.

Но в Которе у северных ворот оно было вкуснее. Из всей поездки, наверное, больше всего мне и понравился Котор, но мы в стольких местах не были! Значит, есть повод вернуться.

С собой мы брали 1000€. Часть из них ушла за жилье, остальное на еду и проезд, были мы там 10 дней/9 ночей, с собой привезли розе и пршут - вяленое мясо.

Кто дочитал до конца, ставь ❤️