Крымские каникулы

"Крым для путешественников,

а не для туристов"

Здесь собран наш маршрут

и некоторые комментарии к нашему

путешествию на полуостров в августе 2020.

В статье много текста, есть ссылки на хостелы, где мы жили, но если вам все это не интересно, можно просто посмотреть картинки.

Они о лете, молодости и свободе.

*все фото сделаны мной, штурмиком руками Леши и Лерой (благодаря которой на фото есть я)

Когда, если не зимой вспоминать лето.

Так уж сложилось, что я стараюсь все поездки сохранять не только в Инстаграм, но и тут. Поэтому вот вам небольшой рассказ про Крым.

Крым - место, которое собирает от туристов как очень негативные, так и очень позитивные отзывы. Кто-то плюётся, перешагнув порог поезда, а кто-то вдохновляется так, что потом возвращается каждое лето. Здесь собран наш опыт, наши ощущения. Спойлер - нам понравилось.

В это путешествие мы отправились почти той же компанией, что и на Кавказ (и ещё с теми же рюкзаками, палатками и спальниками).

Мы вылетели из Москвы до Симферополя, а ребята из Пензы на поезде. Встречались мы в Феодосии и оттуда уже исследовали местность вместе.

На дворе 2020, весь полёт мы провели в маске (надеюсь, скоро мы все будем вспоминать это как страшный сон), но были приятно удивлены аэропортом. Хотя покинув его территорию, мы уже сидели в трансфере, а то есть автобусе 80х годов. Первой остановкой был вокзал Симферополя и здесь, как сейчас помню, мы купили Lai's с горчицей, очень вкусный. Через пару часов мы были в Феодосии, прошли километра 3 пешком и наконец увиделись с ребятами. Переночевали в хостеле Маракеш (вот ссылка), погуляли по городу, искупались в море и рванули в Судак. Передвигаться мы могли только на автобусах/минивенах. И в нескольких местах заказывали трансферы. Вот и из Феодосии до Судака мы ехали на минивене. Заказывали на месте. В Судаке у нас был выбор: погулять по городу, сходить на пляж или доехать до мыса Меганом.

Мы выбрали последнее, опираясь на фотографии, и в принципе не прогадали. Добирались мы туда на автобусе. Забитом людьми автобусе, но это везде в Крыму летом. Пляж на Меганоме был тоже максимально забит людьми, но мы ушли вглубь, и даже вверх. Гуляли, лазили по горным тропам, наслаждались ветром и красотой мыса. Обязательно залезть тут повыше и просто посидеть. Искупались и пошли занимать очередь на автобус. Тут, конечно, люди готовы друг друга переубивать, только бы залезть. Немного уставшие и спекшиеся на солнце мы набрели на классное кафе в центре туристической улицы, почему классное? Потому что сырные лепешки. Это вау, лучше шашлыка, лучше люля и всего, что можно попробовать в Крыму. Сырные лепёшки. Запишите.

До Ялты из судака ходит один автобус в 8 утра, утренний отъезд нам никак не подходил, ночевать в Судаке мы не планировали. Заранее позвонило насчёт трансфера и нам сказали позвонить позже. Время подходит, мы звоним, машин нет. Нет ни по одному номеру, нигде. Мы поднимаем цену (дойдя в итоге до тысяч 9, начав с 4?). Подходим к водителям на улицах, но безуспешно, соглашаемся на максимальную цену, попутно двигая на автовокзал в надежде найти какую-нибудь газельку. В итоге уезжаем на новом мерседесе. В дороге встречаем закат и совсем к ночи добираемся в Ялту. Подъезжая к хостелу, сворачиваем не на ту улицу, и еле-еле проезжаем на своём минивене, улица крохотная. Заселились, искупались и сходили поужинать в город. В Ялте у нас два дня, а значит, можно выдохнуть и подумать про завтрашний день.

Решаем поехать на Ай-Петри. Находим расписание городских автобусов и утром идём на остановку. Наша остановка следующая после конечной, автобус уже почти полный, нам не сесть. А остановок ещё куча впереди, люди просто не посещаются, ругаются, а все это ещё и в период пандемии. Доезжаем до точки и снова встречаемся с толпой людей, ждущей подъем на гору по канатке. И там же встречаем бомбил, зовущих на гору почти по той же цене, но без очереди. Сначала отказываемся, потом спрашиваем у тех, кто стоит в самом начале, сколько они уже тут, оказывается 40 минут, соглашаемся. В итоге получаем в придачу мини-экскурсию и красивый подъем по лесу.

Наверху куча развлечений: параплан, лошади, экстремальный спуск. Забираемся на самый верх, и трое из нас (и я в их сумасшедшем числе) решаются на проход по мостикам над бездной. Там тоже очередь, и успокаивает нас то, что в очереди стоят и дети и совсем взрослые люди. Отдав рублей 700, не помню точно, мы получаем супер-страховку на все конечности и подбадривания людей. Я беру камеру, в надежде что-то Поснимать. В итоге смогла только запустить видео, ну хоть что-то. По первому мостику проходим без проблем, а на следующем трясутся коленки, он натянут немного вверх, поэтому в разы страшнее.

Преодолеваем преграду, которую сами и придумали, немного отдыхаем, снимаем и идём в очередь. Да, снова очередь на спуск. Но стояли мы не 40 минут, как те люди внизу, а часа полтора. На жаре. На входе в кабинку выдают маски. Спуск занимает не больше 10 минут. Но кабинка одна ходит вниз одна вверх, а народу летом уйма. Виды очень красивые на спуске, особенно красиво ехать мимо деревьев. Но доступность этой достопримечательности, конечно, страдает. Хотя если вы едете туда на месяц, может, и не так обидно простоять полдня в очередях.

Недалеко от Ай-Петри - Воронцовский дворец. Доходим туда пешком, хватаем мороженое и идём гулять. Дворец красивый, весь мы обойти не успели, часть была на реконструкции. Мне понравились сады и тенистые аллеи. На закате возвращаемся в Ялту и идём в ресторан на набережной.

На следующий день нас ждало дикое путешествие в Ласпи. На автобусе добрались до ближайшей точки и стали спускаться к морю. Минут через 40 вышли на дикую дорогу и стали почти скатываться к морю. Попали на дикий пляж, который летом тоже не очень дикий. Места под палатку нет. Мы стали искать, ходили в разные стороны, и нашли! Место было среди камней, там никого не было, так как люди живут там месяцами (мы поняли это по мусору и запасам), а днём хочется тенька. Наше место было прямо на берегу, но самый солнцепёк уже прошёл.

И вот мы поставили палатки, а потом купаться-купаться, пить кофе, есть борщ и еще много всего прекрасного. А какие там были звезды. На следующий день мы хотели пройти по тропе Ласпи-Балаклава до последнеупомянутой. Мы уже имели такой опыт на Кавказе, но такой жары как в Крыму там не было. А днём ранее мы уже прошагали почти час по жаре и ощущения не лучшие, да еще и воды на тропе летом нет, нужно все тащить с собой. И мы стали печалиться о том, что нас ждёт завтра. Кроме того, в Балаклаве я договорилась о съемке со своими знакомыми, и была немного ограничена временем. И вот мы увидели яхту, стоявшую на якоре не далеко от берега. И отправились в небольшое кафе-магазин на пляже. А дальше, как в кино: мы заходим в бар, в котором уже все друг друга знают, все на нас смотрят, мы говорим, что нам нужен капитан «лодки в океане» (это Леша выдает), нам показывают, где он обедает с семьей и советуют не называть яхту лодкой, а Черное море океаном. Мы подходим за стол к большому такому величественному человеку с бородой, в капитанской кепке (только трубки ему не хватало), и спрашивает, докинет ли он 8 человек и 8 таких же по размеру рюкзаков до Балаклавы. Он соглашается, и мы счастливые несем в лагерь арбуз и эту новость.

На следующее утро мы не спеша складывает вещи, завтракаем и идем на пляж, оттуда нас забирает лодка в несколько заходов и вот мы чувствуем себя миллиардерами, путешествующими на яхте по морю :) На самом деле, было очень классно. Просто лежать на носу, качаясь на волнах, смотреть, как из скал появляется город и мчаться ему навстречу. Александр (так звали капитана) высадил нас недалеко от Серебряного пляжа. Оттуда в Балаклаву ходят небольшие лодки за пару сотен. И вот мы добрались до города и пошли заселяться в хостел. Тут даже мерили температуру, и просили заходить не больше 4 человек одновременно. Ближе к закату у меня была съемка на вершине не далеко от города.  Вообще я так и вижу свою работу - путешествия и съемки в любой точке земли, благодаря социальным сетям и знакомствам. Мы пообедали в ресторанчике на берегу и уже готовились к завтрашнему дню. А ждали нас каяки.

Утром мы отправились на другую сторону города, мы заранее писали в Инстаграм одной компании и уточняли возможность бронирования такого тура. Все зависит от погоды и ветра. Мы прошли инструктаж, взяли по каяку на пару и вышли в море. Инструктаж был коротким, и несмотря на то, что мы слушали внимательно в море некоторых из нас ждал Хаус, и к сожалению не доктор. Так как каяки парные у каждого была своя функция - у одного поворачивать, у другого грести, или грести одновременно. С нами был инструктор, но он либо видел в нас потенциал, либо устал ждать, и всегда был где-то очень впереди. А теперь побудем ненадолго мной. Я плаваю средне, конечно, не пойду ко дну, но всегда ловлю легкую панику, если под ногами нет дна. То есть мы имеем страх воды, открытой воды. Добавим сюда летящие на вас лодки на моторе, большие яхты, волны и пока что отсутствие понимания, как управлять этой штукой, в которой мы сидим. Тут мы почти разругались с Лешей (кстати отличная проверка отношений:), бесились, я почти плакала, а инструктор где-то впереди лавировал между скалами. В общем, было правда страшно и трудно.

Всего наш маршрут составил от 20 до 30 км по разным данным. Каяком я до этого никогда не управляла, в среднем это как лодка, только более податливая и менее устойчивая. По пути мы заплывали в гроты, и те, кто не боялись занашивали под скалу (дыхание дракона). А дальше мы причалили к пляжу затерянный мир. Он находится на территории заповедника, высадка больших лодок там запрещена, а вот на каяках можно, с условием унести весь мусор и не оставить после себя следов. Там мы перекусили (паштет, халва, лимонад), покупались, поснимали с дрона и поплыли назад. На обратном пути некоторые выдохлись окончательно, мы немного научились работать в команде и пришли к общему пониманию. К вечеру были на берегу и стали искать место под ночлег.

Мы планировали встать на серебряном пляже, но поднялись большие волны, было уже темно, и лодки возили только на золотой. И вот катер еле тащит нас восьмерых с рюкзаками и еще троих с сумками на месяц вперед. Прожектора на лодке нет, периодически нас обрызгивает из моря, но мы благополучно добираемся и в полной темноте с фонариками начинаем искать место. На диких, уже не совсем, пляжах ставят деревянные настилы и сдают под палатки, место ровное, удобное. Все такие настилы, конечно, были заняты - август, Крым. Но мы видим один свободный, уточняем у охранника, можно ли на него встать. Охранник говорит, что он не достроен, вставать опасно, в общем нельзя. Мы упрашиваем некоторое время, выслушиваем историю о том, что он давно хочет уволиться, а это отличный повод, и в итоге встаем на ночлег. Кофе с шоколадками, сладкий сон и дорога в Севастополь на следующее утро.

В Севастополь мы добрались на междугороднем автобусе. Туда они ходят часто, отображаются в приложении, заплатить можно картой, и вообще пахнет цивилизацией. В Севастополе мы заселились в хостел, отдохнули и пошли гулять по городу. По сравнению с другими городами тут, конечно, кипела жизнь. Мы поужинали и стали планировать дальнейший маршрут. Почему мы планируем его сейчас? Во время отпуска? Да потому что о диком Крыме информации в интернете много, но вся она разная и в большинстве уже устаревшая, поэтому на месте гуглим все расписания и решаем, как лучше добраться.

В итоге план следующий: Утром электричка в Евпаторию, через пару часов автобус из Евпатории на Беляус, там стоянка, и возможно автобус до Тарханкуте на следующее утро. Везде все рассчитано по часам.

На деле имеем: Электричка в Евпаторию - на входе в вокзал у нас отнимают туристические газовые баллоны для готовки, касторы разводить нельзя, другой возможности поесть у нас нет, сырая рыба и водоросли радуют не очень. Мы расстроенные гуглим магазины в Евпатории, где можно купить баллоны. Через пару часов мы почти на месте, смотрим в окно на милые деревянные треугольные домики. Добираемся до конечной точки, часть ребят остается караулить вещи, а мы бежим на автовокзал неподалёку за билетами на Беляус. В кассе узнаем, что на сегодня осталось 2 билета, другого автобуса не будет, он один. Хотим купить билеты на завтра, нам говорят так нельзя, билеты продаются по факту. Мы в шоке думаем, что делать, план рухнул. В принципе до Беляуса можно заказать трансфер, но если туда можно добраться хоть как-то и не переживать, а что если обратно никто не приедет, а у нас самолет и поезд. Решаем не рисковать, вспоминаем про треугольные домики и начинаем искать их в гугле. Обзваниваем несколько похожих мест и каким-то чудом находим на белорусском сайте те самые деревянные домики почти на берегу. Покупаем баллоны в городе, пьем кофе и на автобусе+трамвае добираемся до места. Нас встречает милый мужичок и женщина, заселяемся в 2 домика по 2 человека. Внутри нет ничего, только кровати, как будто детский лагерь, но все ужасно мило, нам нравится. На улице у домиков стоят столике, там устраиваем обед, через дорогу море. Решаем именно так провести 2 последних дня, выдохнуть и просто расслабиться.

Есть один ужасный минус этих домиков, но из-за того видимо, что я была под сильным впечатлением ни одной фотографии у меня нет. Днем это милый детский лагерь для взрослых,  ночью… логово огромных пауков. Как только спускается ночь все эти дома облепляются сотней пауков, вот прям сотней, не мелких, а огромных с толстыми лапами и большой сердцевиной. Я боюсь насекомых, а таких думаю все боятся. Спать было страшно, хоть внутри их и не было, но какие только мысли меня не посещали. Но, если сейчас задуматься - конечно, это мелочи.

На следующее утро на рассвете мы пошли пешком на место неземной красоты. Мы могли туда не попасть, если бы уехали на Беляус. От наших домиков до него было километра 2-3. Мы встали ни свет ни заря и пошли по примерной карте. И вот через минут 40 дошли до озера Сасык-Сиваш. Это розовое озеро, и цвет такой и жизни. У нас был трон и без него мы бы столько не увидели, но место и правда волшебное. Если будете там, Лучше заходить от железной дороги, там оно более розовое. Еще цвет сильно зависит от времени года и освещения. И обязательно берите с собой бутылку воды для ног и рук.

После озера мы купались в море, кто-то катался на ватрушке. Кстати море в Евпатории было очень чистым и пляж очень приятный и менее людный. Потом по совету моей подруги мы забронировали столик в кафе «Джеваль», чтобы отведать местной кухни, там было вкусно. После мы погуляли по городу, купили сувениров. Отдых приближался к концу.

Утром мы сели на электричку и вскоре были в Симферополе. Там нас ждал хостел. В нем нам выдали анкету о перемещении граждан в период пандемии. Тут мы даже не ночевали, помылись, пошли гулять по городу. Наткнулись на хороший сек, я купила кашемировый свитер рублей за 300, потом мы поужинали в кафе и стали собираться. У ребят был поезд ночью, а у нас самолет рано утром. Помахав им в окошко, мы случайно наткнулись на таксиста на улице, он отвез нас в аэропорт. Поездка сопровождалась приятной беседой, и он сказал, что мы конечно многое упустили, не поехав на Беляус и Тарханкут, ну значит еще вернемся!

Крым удивил.

Не побывав там, конечно, не поймешь что это такое в полной мере. Сколько не читай форумов, никогда не будешь знать, как оно там на самом деле, где-то уже не существует того автобуса, где-то уже закрылось кафе, где-то дикий пляж тал самым людным. В Крыму было бы проще со своей машиной, сел поехал. Гораздо проще. Все проблемы, с которыми мы сталкивались, упирались в транспорт (чаще всего), поэтому будь он у нас свой общее впечатление было бы еще лучше. Природа в Крыму очень красивая и очень разная, тут вам и горные растения и пальмы и подводный мир. Не стоит ждать от Крыма высокого уровня обслуживания, там его нет, а если и есть в закрытом отеле, то Крым точно не про такой отдых, его надо смотреть, его надо весь исколесить, чтобы почувствовать, чтобы удивиться, улыбнуться, загореть и захотеть вернуться.